Новости

Все новости

Названы ключевые направления для усиления стратегий цифровой трансформации компаний в 2021 году

В числе важнейших — цифровые бизнес-модели, развитие цифровой инфраструктуры, повышение вовлеченности сотрудников и развитие нового поколения цифровых кадров.

29 октября состоялась онлайн-конференция «Цифровая трансформация: Что нас ждёт в 2021 году». Организаторами выступили консалтинговая компания Strategy Partners и ИТ-разработчик NAUMEN. Мероприятие собрало более 300 представителей бизнеса — топ-менеджеров С-level, определяющих и влияющих на повестку цифровой трансформации в компаниях, а также экспертов из ИТ-индустрии, представителей органов исполнительной власти, финансовых организаций и консультантов.

Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и кратное увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий возведено в ранг национальной цели. Но готовы ли сами компании к масштабной цифровой трансформации? Насколько зрелым является российский рынок ИТ-решений? Что могут предложить финансовые институты и государство в качестве современных инструментов финансирования и поддержки изменений?

В ходе онлайн-конференции «Цифровая трансформация: Что нас ждёт в 2021 году» эксперты обсудили текущее состояние цифровизации российских компаний, технологические решения, которые могут помочь бизнесу и государству оправиться после удара пандемии, тренды и барьеры на пути цифровой трансформации, а также обменялись практическим опытом в реализации трансформационных проектов.

Алексей Праздничных, партнер компании Strategy Partners в своем выступлении подчеркнул, что цифровая трансформация должна начинаться прежде всего с преобразования бизнес-модели компании и приводить к существенным изменениям для бизнеса. Внедрения цифровых технологий уже недостаточно, так как нужна организационная трансформация и изменение корпоративной культуры.

«Мы ежегодно проводим оценку готовности российских компаний к цифровой трансформации, — отметил Алексей Праздничных. — По результатам исследования этого года, которое мы проводили совместно с Минцифрой, Министерством промышленности и Минтрансом, 15–20% присматриваются к цифровой трансформации, но не запустили полномасштабную работу, около 70–80% запустили цифровую трансформацию и только небольшая часть российских компаний (около 5%) являются лидерами и демонстрируют высокую степень готовности к цифровой трансформации. Причем разрыв между тремя этими группами достаточно большой».

Согласно исследованиям Strategy Partners в числе ключевых барьеров цифровой трансформации, которые сегодня видят российские компании — это нехватка специализированных кадров, финансовых ресурсов и непонимание возможностей отдельных цифровых решений. В следующем году активнее всего будут развиваться такие направления как: создание цифровых платформ, экосистем; развитие проектов на основе больших данных; трансформация рабочих мест, кадров и компетенций.

Интерактивный опрос участников онлайн-дискуссии показал, что приоритетными блоками для актуализации и усиления стратегий цифровой трансформации в 2021 году станут: цифровые бизнес-модели и цифровые продукты, развитие цифровой инфраструктуры (ИТ-инфраструктура, ИТ-архитектура, ИТ-безопасность, работа с данными, инфраструктура разработки), вовлеченность сотрудников в цифровую трансформацию и развитие цифровой культуры.

Дмитрий Булкин, директор по развитию бизнеса NAUMEN, в своем выступлении рассказал, как меняется рынок решений, какие направления развиваются сегодня и какие тренды ожидаются в 2021 году.

«Основные задачи этого года, безусловно, были связаны с пандемией, хотя часть из них была известна уже два-три года назад, — рассказал Дмитрий Булкин. — Многие заказчики перешли на удаленный режим работы, поэтому увеличился спрос на развертывание удаленной инфраструктуры. Кроме того, стремясь быть ближе к клиенту, компании пытались сократить цепочку поставок, убрать посредников. В выигрыше оказались те, кто изначально делал ставку на эти тренды, в частности, СТД „Петрович“. Компания в течение пяти последних лет развивает систему омниканальности и повышает качество сервиса дистанционных каналов обслуживания. На фоне падающего рынка весной и летом 2020 года онлайн-продажи ретейлера выросли на 108%».

По словам эксперта, большое направление связано с оптимизацией внутренних затрат: роботизация процессов там, где можно исключить труд людей, а также оптимизация работ по выводу продуктов на рынок. Помимо этого, заказчики стремятся снизить транзакционные издержки, переиспользуя имеющиеся компоненты ИТ-инфраструктуры. Если внедренную платформу можно тиражировать на другие задачи, это ускоряет автоматизацию новых процессов и минимизирует расходы на интеграцию.

«Еще одним ключевым трендом стал спрос на капитализацию знаний, — добавил Дмитрий Булкин. — Компании оставляют как можно больше цифровых следов сотрудников для последующего использования этих данных, в том числе при создании виртуальных ассистентов».

В ходе онлайн-голосования на тему «Готовность рынка поставщиков: каких решений не хватает заказчикам сегодня?», участники выделили решения по цифровизации операционной деятельности компаний (13%), по управлению данными и аналитике (13%), проектированию и управление продуктами (11%), а также управлению бизнес-процессами, цифровыми платформами и средами для разработки решений (11%).

Сергей Меламед, старший управляющий директор — директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка, поделился опытом перехода от классического банка к технологической компании:
«Открытость — это не угроза, а возможность. Сегодня под цифровой трансформацией необходимо понимать глобальное переосмысление самого подхода к бизнесу и культуре компании в целом, а также согласованную работу ИТ-систем, которые позволяют быстро и с наименьшими затратами адаптировать существующие бизнес-процессы под потребности рынка и цели компании».

Спикер подчеркнул важность изучения рынка перспективных технологий, с целью своевременного их внедрения. «Важно помнить, что цифровые технологии — это лишь инструмент, позволяющий усовершенствовать организацию и убедиться в том, что вы создаете ценность», — добавил Меламед.

Обсуждая ключевые тренды уходящего года, участники встречи отметили неготовность российских компаний вкладываться в долгие цифровые проекты, компании ориентированы на готовые коробочные решения, а также кастомизацию и адаптацию цифровых продуктов или сервисов в уже работающие модели. При этом наблюдается постоянно растущий интерес к созданию принципиально новых бизнес-моделей (платформ), сильно отличающихся от основной деятельности компаний.

Также в числе трендов 2020 года — повышение значимости ИТ-аутсорсинга. С одной стороны, это позволяет компаниям сэкономить на персонале, с другой стороны — дает толчок ИТ-компаниям к созданию новых продуктов, которые можно упаковать в готовые коробочные решения.

В числе программных продуктов для автоматизации работы государственных учреждений участники встречи рассказали о решениях в части кадрового делопроизводства, а также юридически значимого документооборота, подчеркнув, что цифровизация государства помогает бизнесу находить простые инструменты и механизмы работы как внутри компании, так и при взаимодействии с государством.

В рамках опроса компании участники семинара подтвердили, что все прозвучавшие тренды будут иметь влияние на их бизнес в 2021 году, но среди самых важных трендов цифровой трансформации слушатели выделили: ускорение бизнес-процессов (21%) — перенос процессов на цифровые платформы и развитие безбумажного офиса; роботизацию операций (13%) — применение программных роботов (RPA, чат-боты) и «железных» роботов; создание гибридного офиса — инфраструктуры для работы из дома или коворкинга, защищенного доступа к данным, электронного документооборота; улучшение клиентского опыта — немедленную реакцию на запросы клиентов, работу сервисов 24/7, понимание клиента в режиме реального времени, а также использование порталов самообслуживания.

Отдельной частью встречи стало обсуждение вопросов госфинансирования цифровой трансформации. Антон Точин, руководитель Центра цифровой трансформации Strategy Partners, отметил, что в России на сегодняшний день более 90% компаний используют только собственные средства или нецелевые кредиты для проведения цифровой трансформации. Кадры и недостаток финансирования были названы в числе основных барьеров цифровой трансформации.

Алексей Дорожко, заместитель директора Департамента развития отрасли ИТ Министерства цифрового развития России, рассказал о мерах государственной поддержки ИТ-отрасли и цифровой трансформации российских компаний.

Он отметил, что на сегодняшний день работа по цифровой трансформации ведётся лишь в 35% компаний. Факторами, сдерживающими трансформационные процессы, являются недостаток знаний о технологиях и поставщиках, непонимание эффекта от цифровых решений, непонимание современных финансовых инструментов. Для решения первой задачи министерством были предприняты шаги в части совершенствования и актуализации Методических рекомендаций по цифровой трансформации госкомпаний. Также актуальным становится государственная поддержка компаний и отраслей экономики. Сегодня Министерство осуществляет поддержку российских организаций, реализующих проекты по цифровой трансформации, посредством предоставления льготных кредитов и факторинга через уполномоченные банки. Мера направлена на ускорение цифровой трансформации, а также на поддержку отечественных разработчиков программного обеспечения и программных аппаратных комплексов.

Поддержка спроса на продукцию и услуги ИТ-отрасли осуществляется с помощью льготных кредитов покупателям отечественной ИТ-продукции и услуг. На сегодняшний день имеется 14 уполномоченных банков, прошедших отбор, и их реестр постоянно пополняется.

Павел Фомин, начальник управления Фонда развития промышленности рассказал о программе «Цифровизация промышленности». Программа предназначена для финансирования проектов, направленных на внедрение цифровых и технологических решений, призванных оптимизировать производственные процессы предприятий.

ФРП максимально широко подходит к пулу заёмщиков и заявителей, реализуя десять основных направлений для финансирования. Тем не менее есть направления, которые не входят в программу поддержки. Например, добыча полезных ископаемых и производство пищевых продуктов. Отвечая за запросы рынка, фонд постоянно совершенствует программы финансирования. Был проработан формат виртуального взаимодействия с заявителем, что значительно сократило время от подачи заявки до получения субсидии. Сегодня заявителю достаточно заполнить резюме проекта, рассказать, что за организация и на что хотят потратить деньги. Среднее время в 2019 году от подачи заявки до появления у заявителя финансирования занимает не более 2,5 месяцев.

Участники онлайн-голосования в числе основных барьеров в использовании госфинансирования назвали: трудоёмкость подготовки обращений и сбора документов и отсутствие внутреннего ресурса на такую подготовку (20%), ограничения программ финансирования (19%), отсутствие необходимых данных по ИТ-решению (15%), а также наличие финансовых рисков (14%).

Другие новости

Петрович ускорил обслуживание на 9,9% после внедрения Naumen KMS

Строительный торговый дом «Петрович» на 9,9% сократил среднее время обработки обращения в контакт-центре благодаря российскому решению по управлению знаниями Naumen KMS и голосовому боту-суфлеру на основе Naumen Conversational Intelligence. База знаний на технологиях Naumen стала единым источником знаний для более чем 950 сотрудников нескольких отделов.

Обновленный Naumen SAM для управления программными активами заменит решения от Flexera и Snow

Naumen выпустил новую версию решения для управления программными активами — Naumen SAM 3.0. Значительное расширение функционала, повышенные стандарты безопасности, стабильная и быстрая работа при высоких нагрузках позволяют решению в новой версии конкурировать с мировыми лидерами в своей категории.

«Цифра брокер» и «Цифра банк» внедрили систему управления сервисными процессами на базе Naumen Service Desk Pro

«Цифра брокер» и «Цифра банк», входящие в финансовую группу «Цифра», успешно завершили проект по внедрению автоматизированной системы управления сервисными процессами на базе решения Naumen Service Desk Pro. Новая система управления повысила сервисно-ориентированный подход компаний и эффективность процессов управления услугами.

Все новости