Новости

Все новости

Рост числа голосовых помощников в банках снизил качество обслуживания на входящих линиях — исследование Naumen

Компания Naumen провела одиннадцатое ежегодное исследование качества дистанционного обслуживания в банковской сфере. В выборку попали топ-100 розничных банков по активам согласно рейтингу Банка России. В 2023 году наблюдается активный рост количества голосовых помощников на входящих линиях: каждый пятый игрок банковской отрасли использует бота для консультирования клиентов по телефону. Тенденция негативно сказалась на общем качестве обслуживания входящих звонков — потребители банковских продуктов и услуг стали реже получать ответ на свой вопрос на первой линии поддержки.

Банки возвращаются в цифровые каналы

Количество розничных банков, не обслуживающих клиентов в неавторизованных цифровых каналах, незначительно сократилось в сравнении с прошлым годом и составило 28%. Остальные представители банковской отрасли нарастили свое присутствие в популярных соцсетях и мессенджерах — на 5 п.п. больше организаций теперь одновременно консультируют потребителей в трех (20%) и четырех (11%) текстовых каналах.

«В прошлом году банки значительно сократили присутствие в чат-каналах из-за закрытия в России доступа к Facebook и Instagram* (принадлежат запрещенной в РФ компании Meta). Сейчас мы видим, что компании адаптировались к ситуации и начинают консультировать потребителей на новых для себя площадках: каждый пятый розничный банк ведет обслуживание клиентов в трех чат-каналах, а каждый десятый — в четырех», — рассказала Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса компании Naumen.

Количество используемых для консультаций цифровых каналов

Социальные сети VK и «Одноклассники» вошли в топ-3 популярных каналов для клиентской поддержки: на этих площадках пользователи могут получить ответ на свой вопрос в 68% (+2 п.п.) и 27% (+6 п.п.) банков соответственно. В этому году представители финансовой сферы стали чаще оказывать консультационную поддержку в чатах на сайтах неавторизованным клиентам: соответствующая возможность оказалась у 49% организаций, что на 9 п.п. больше показателя 2022 года. Взрывной рост популярности мессенджера Telegram для общения с клиентами, наблюдавшийся в предыдущие два года, завершился — доля банков, использующих площадку в клиентском сервисе, повысилась только на 2 п.п. до 21%.

Результаты исследования показали, что в 2023 году игроки финансовой сферы продолжили тренд на отказ от использования мессенджера WhatsApp в клиентском сервисе: доля консультирующих в канале организаций сократилась на 5 п.п. до 8%. В Viber также стали реже проводиться консультации клиентов: на вопросы пользователей в мессенджере отвечают 7% представителей банковской сферы, что на 1 п.п. меньше прошлогоднего показателя.

«VK как канал обслуживания банковских клиентов год от года уверенно растет. За все 11 лет исследования дистанционного клиентского сервиса в банках площадка ни разу не показала отрицательной динамики. Отчасти продолжающийся взлет VK связан с тем, что в остальных каналах появляется все больше ограничений. Например, с 1 марта 2023 года Роскомнадзор внес WhatsApp, Telegram и Viber в список мессенджеров, в которых банки не могут обслуживать клиента с использованием персональных данных и передавать платежные сведения. Соответственно, банки перестали развивать эти каналы: некоторые отказались от них, некоторые дают только общие неперсонализированные консультации — инструктируют, как клиенту узнать детали в авторизованной зоне приложения или сайта, — рассказала Валерия Чижикова. — Доля банков, оказывающих консультации клиентам в соцсетях, в этом году выросла, но все равно оказалась меньше чем у ритейлеров — представители торговли активнее используют VK (84%) и „Одноклассники“ (29%) для общения с потребителями».

Цифровые каналы в банковском клиентском сервисе

«Одноклассники» стали единственной цифровой площадкой, где у банков не упало качество обслуживания

В топ-3 каналов с самым высоким качеством обслуживания вошли чат на сайте, Viber и Telegram. Чат на сайте набрал 93% от максимального количества баллов, начисляемых за полноту и скорость ответов. По сравнению с прошлым годом показатель снизился на 1 п.п. Viber упал с первого места на второе, набрав 89% баллов — на 6 п.п. меньше, чем в прошлом году. Telegram получил 88%, что на 1 п.п. меньше прошлогоднего показателя.

WhatsApp и VK потеряли 3 п.п. и 2 п.п. в качестве обслуживания, набрав 86% и 80% соответственно. Единственной площадкой, повысившей качество обслуживания в 2023 году, стала социальная сеть «Одноклассники» — консультации в канале набрали 81% баллов, что на 1 п.п. больше результата 2022 года.

«Падение качества обслуживания в цифровых каналах в первую очередь связано с законодательными ограничениями. Из-за запрета использования персональных данных и платежной информации в ряде мессенджеров банкам приходится делать ответы менее конкретными. Кроме того, есть общий тренд на снижение скорости ответов в чат-каналах: в чате на сайте стало меньше вопросов, на которые мы получили ответ за 15 минут, и появились случаи ожидания консультации до 3 часов и более. В Telegram, Viber, VK и „Одноклассниках“ банки обработали меньше запросов в течение пяти минут по сравнению с прошлым годом», — отметила Валерия Чижикова.

Качество обслуживания клиентов в цифровых каналах

Одним из наиболее важных параметров качества обслуживания клиентов является скорость ответов. В 2023 году в мессенджере Viber в течение 15 минут пользователи получили консультацию у 100% банков, что стало абсолютным рекордом. В чате на сайте за это время отвечают 84% организаций, в WhatsApp — 80%, а в Telegram — 68%.

Традиционно самая низкая скорость консультаций наблюдается в социальных сетях. В VK за 15 минут можно решить вопрос в 46% банков, а в «Одноклассниках» в 36%.

На входящих линиях банков упало качество обслуживания

В 2023 году общий уровень доступности контакт-центров банков повысился: доля принятых вызовов в первые 90 секунд после постановки в очередь выросла на 10 п.п. до 79%. При этом 64% звонков были приняты операторами в течение первых 20 секунд, что на 14 п.п. больше прошлогоднего показателя.

Однако качество обслуживания на входящих линиях банков упало: 85% вопросов было решено максимум на второй линии, что на 7 п.п. меньше показателя 2022 года. На 3 п.п. до 79% снизилась доля обращений, решенных на первой линии.

«Ситуация со скоростью и качеством консультаций на входящих линиях может быть следствием роста проникновения технологии голосовых ботов. Интеллектуальные помощники позволяют решить проблему нехватки операторов на линии, но пока не всегда успешно справляются с консультированием клиентов, — пояснила Валерия Чижикова. — Возможно, проблема не стояла бы так остро, если бы голосовые помощники чаще интересовались, удалось ли им решить вопрос клиента, и в случае отрицательного ответа переводили бы звонок на оператора, а не завершали диалог. Пока только половина ботов на входящей линии поступает таким образом».

Количество голосовых помощников на входящей линии выросло на треть

Проникновение чат-ботов в клиентский сервис банков выросло на 4 п.п. и составило 27%. В этом году заметен откат в масштабировании роботизации в текстовых каналах: некоторые банки отключили ИИ-помощников в мессенджерах. Самым популярным цифровым каналом для внедрения интеллектуального ассистента стал чат на сайте: на него приходилось 40% ботов. На втором месте оказался мессенджер Telegram с результатом в 29%, а на третьем — WhatsApp с показателем в 11%. В VK, Viber и «Одноклассниках» в этом году работали 9%, 7% и 4% ботов от общего числа соответственно.
В 2023 году доля банков, использующих голосовых помощников на входящих линиях, выросла на 5 п.п. до 21%.

«Если посмотреть на проникновение чат-ботов в неавторизованные каналы в разрезе отраслей, то игроки из ритейла опережают банки — в этой сфере 35% организаций используют интеллектуальных помощников. Однако банки опережают страховщиков, где в 2022 году чат-боты в неавторизованной зоне были зафиксированы у 15% компаний, — подчеркнула Валерия Чижикова. — Зато в сфере голосовых помощников ситуация иная: банки с существенным отрывом лидируют по количеству работающих на входящих линиях ботов. В ритейле в этому году ИИ-ассистенты были лишь у 12% компаний, а в сфере страхования в прошлом году у 5%».

Рейтинг

Согласно результатам исследования Naumen лучшее обслуживание в неавторизованных цифровых каналах показали ВТБ, «Почта Банк» и «Центр-инвест», «Урал ФД» в разрезе групп по объему активов (более 1 трлн руб., от 100 млрд до 1 трлн руб., менее 100 млрд руб.). По качеству обслуживания на входящих линиях первое место в своих группах заняли «ЮниКредит Банк», «Абсолют Банк» и «Александровский».
Самый лучший чат-бот по релевантности ответов и диалоговым навыкам вне групп оказался у ВТБ, а самый лучший голосовой помощник — у «Промсвязьбанка».

Методология

Исследование проходило в период с августа по октябрь 2023 года и охватило 100 розничных банков с топовыми позициями по активам по данным Банка России. Предметом изучения были скорость и качество обслуживания клиентов в текстовых каналах неавторизованной зоны (чатах, мессенджерах, соцсетях) и по телефону, а также анализ работы голосовых и чат-ботов.

В процессе оценки дистанционного клиентского сервиса было сделано больше 800 обращений в доступные текстовые каналы банков, а также свыше 4 тыс. звонков по опубликованным на сайтах номерам телефонов.

Другие новости

Петрович ускорил обслуживание на 9,9% после внедрения Naumen KMS

Строительный торговый дом «Петрович» на 9,9% сократил среднее время обработки обращения в контакт-центре благодаря российскому решению по управлению знаниями Naumen KMS и голосовому боту-суфлеру на основе Naumen Conversational Intelligence. База знаний на технологиях Naumen стала единым источником знаний для более чем 950 сотрудников нескольких отделов.

Обновленный Naumen SAM для управления программными активами заменит решения от Flexera и Snow

Naumen выпустил новую версию решения для управления программными активами — Naumen SAM 3.0. Значительное расширение функционала, повышенные стандарты безопасности, стабильная и быстрая работа при высоких нагрузках позволяют решению в новой версии конкурировать с мировыми лидерами в своей категории.

«Цифра брокер» и «Цифра банк» внедрили систему управления сервисными процессами на базе Naumen Service Desk Pro

«Цифра брокер» и «Цифра банк», входящие в финансовую группу «Цифра», успешно завершили проект по внедрению автоматизированной системы управления сервисными процессами на базе решения Naumen Service Desk Pro. Новая система управления повысила сервисно-ориентированный подход компаний и эффективность процессов управления услугами.

Все новости