Рост числа голосовых помощников в банках снизил качество обслуживания на входящих линиях — исследование Naumen
Компания Naumen провела одиннадцатое ежегодное исследование качества дистанционного обслуживания в банковской сфере. В выборку попали
Банки возвращаются в цифровые каналы
Количество розничных банков, не обслуживающих клиентов в неавторизованных цифровых каналах, незначительно сократилось в сравнении с прошлым годом и составило 28%. Остальные представители банковской отрасли нарастили свое присутствие в популярных соцсетях и мессенджерах — на 5 п.п. больше организаций теперь одновременно консультируют потребителей в трех (20%) и четырех (11%) текстовых каналах.
«В прошлом году банки значительно сократили присутствие в
Социальные сети VK и «Одноклассники» вошли в
Результаты исследования показали, что в 2023 году игроки финансовой сферы продолжили тренд на отказ от использования мессенджера WhatsApp в клиентском сервисе: доля консультирующих в канале организаций сократилась на 5 п.п. до 8%. В Viber также стали реже проводиться консультации клиентов: на вопросы пользователей в мессенджере отвечают 7% представителей банковской сферы, что на 1 п.п. меньше прошлогоднего показателя.
«VK как канал обслуживания банковских клиентов год от года уверенно растет. За все 11 лет исследования дистанционного клиентского сервиса в банках площадка ни разу не показала отрицательной динамики. Отчасти продолжающийся взлет VK связан с тем, что в остальных каналах появляется все больше ограничений. Например, с 1 марта 2023 года Роскомнадзор внес WhatsApp, Telegram и Viber в список мессенджеров, в которых банки не могут обслуживать клиента с использованием персональных данных и передавать платежные сведения. Соответственно, банки перестали развивать эти каналы: некоторые отказались от них, некоторые дают только общие неперсонализированные консультации — инструктируют, как клиенту узнать детали в авторизованной зоне приложения или сайта, — рассказала Валерия Чижикова. — Доля банков, оказывающих консультации клиентам в соцсетях, в этом году выросла, но все равно оказалась меньше чем у ритейлеров — представители торговли активнее используют VK (84%) и „Одноклассники“ (29%) для общения с потребителями».
«Одноклассники» стали единственной цифровой площадкой, где у банков не упало качество обслуживания
В
WhatsApp и VK потеряли 3 п.п. и 2 п.п. в качестве обслуживания, набрав 86% и 80% соответственно. Единственной площадкой, повысившей качество обслуживания в 2023 году, стала социальная сеть «Одноклассники» — консультации в канале набрали 81% баллов, что на 1 п.п. больше результата 2022 года.
«Падение качества обслуживания в цифровых каналах в первую очередь связано с законодательными ограничениями.
Одним из наиболее важных параметров качества обслуживания клиентов является скорость ответов. В 2023 году в мессенджере Viber в течение 15 минут пользователи получили консультацию у 100% банков, что стало абсолютным рекордом. В чате на сайте за это время отвечают 84% организаций, в WhatsApp — 80%, а в Telegram — 68%.
Традиционно самая низкая скорость консультаций наблюдается в социальных сетях. В VK за 15 минут можно решить вопрос в 46% банков, а в «Одноклассниках» в 36%.
На входящих линиях банков упало качество обслуживания
В 2023 году общий уровень доступности
Однако качество обслуживания на входящих линиях банков упало: 85% вопросов было решено максимум на второй линии, что на 7 п.п. меньше показателя 2022 года. На 3 п.п. до 79% снизилась доля обращений, решенных на первой линии.
«Ситуация со скоростью и качеством консультаций на входящих линиях может быть следствием роста проникновения технологии голосовых ботов. Интеллектуальные помощники позволяют решить проблему нехватки операторов на линии, но пока не всегда успешно справляются с консультированием клиентов, — пояснила Валерия Чижикова. — Возможно, проблема не стояла бы так остро, если бы голосовые помощники чаще интересовались, удалось ли им решить вопрос клиента, и в случае отрицательного ответа переводили бы звонок на оператора, а не завершали диалог. Пока только половина ботов на входящей линии поступает таким образом».
Количество голосовых помощников на входящей линии выросло на треть
Проникновение
В 2023 году доля банков, использующих голосовых помощников на входящих линиях, выросла на 5 п.п. до 21%.
«Если посмотреть на проникновение
Рейтинг
Согласно результатам исследования Naumen лучшее обслуживание в неавторизованных цифровых каналах показали ВТБ, «Почта Банк» и
Самый лучший
Методология
Исследование проходило в период с августа по октябрь 2023 года и охватило 100 розничных банков с топовыми позициями по активам по данным Банка России. Предметом изучения были скорость и качество обслуживания клиентов в текстовых каналах неавторизованной зоны (чатах, мессенджерах, соцсетях) и по телефону, а также анализ работы голосовых и
В процессе оценки дистанционного клиентского сервиса было сделано больше 800 обращений в доступные текстовые каналы банков, а также свыше 4 тыс. звонков по опубликованным на сайтах номерам телефонов.